Много лет я являлся клиентом ПАО Банк «ФК Открытие» (будучи изначально клиентом ныне покойного ПАО «МДМ Банк» пережил с ним слияние с ПАО «Бинбанк» и последующее поглощение получившегося кадавра ПАО Банк «ФК Открытие»).
22 декабря 2022 года Совет директоров Банка России принял решение о продаже акций банка «Открытие» банку ВТБ.
На момент принятия вышеуказанного решения в моем пользовании находились две кредитные карты Opencard, дебетовая Opencard Mastercard Black Edition, а также 1550 бонусов, начисленные ПАО Банк «ФК Открытие» в рамках программы лояльности.
В июне 2024 года, в приложении Elixir (мобильное приложение ПАО Банк «ФК Открытие» для смартфонов iPhone), мною был обнаружен баннер с предложением перехода в ПАО Банк ВТБ на специальных условиях: Пакет «Привилегия» с годом бесплатного обслуживания, для чего было необходимо совершить три шага, подписать документы, дать согласие на перевод моих денег в банк ВТБ и войти в ВТБ Онлайн. Однако на стадии после подтверждения ознакомления с документами и их принятия приложение выдавало ошибку о невозможности перехода. Будучи человеком предусмотрительным, всю информацию предоставляемую приложением и все шаги в нем совершаемые я фиксировал с помощью скриншотов.
24 июля 2024 года мною был посещен офис ПАО Банк ВТБ, где специалист банка не смогла помочь мне с миграцией моей дебетовой карты Opencard Mastercard Black Edition в ПАО Банк ВТБ, а также с переносом моих 1550 бонусов. Мне было предложено или ждать нового появления баннера в мобильном приложении или обратиться в тот офис ПАО Банка ВТБ, который ранее являлся офисом ПАО Банк «ФК Открытие». 31 июля 2024 года мною был посещен офис, ранее являвшийся офисом ПАО Банк «ФК Открытие», где милая девочка, похлопав глазками, сообщила, что вручную не может ничего сделать с миграцией (и это несмотря на информацию от представителя ПАО Банк «ФК Открытие»: «Сейчас вам доступна миграция в ручном режиме (закрытие продуктов Открытие и оформление продуктов ВТБ), сделать это можно в офисе банка (в котором есть рабочее место ВТБ)», изложенную им в ответе на аналогичную ситуацию другого клиента по ссылке на портале banki.ru
На некоторое время я остыл к ситуации, но 02.10.2024 года мне поступило смс от ПАО Банк «ФК Открытие» о том, что с 04.10.2024 года начнется списание бонусных рублей. Пережить удар по кошельку я уже не мог и это заставило действовать.
Уже 03.10.2024 года в адрес ПАО Банк «ФК Открытие» и ПАО Банк ВТБ были направлены досудебные претензии, с требованиями:
- Зачислить на счет дебетовой карты компенсацию в размере 1550 рублей
- Произвести, не более чем в месячный срок, миграцию дебетовой карты из одного банка в другой
- Осуществить предоставление мне пакета услуг «Привилегия» на ранее озвученных на баннере условиях
Приложением к досудебным претензиям служили те самые, ранее упомянутые, скриншоты из приложения ПАО Банк «ФК Открытие».
Первым отреагировал ПАО Банк «ФК Открытие». Уже 10 октября банк отчитался, что конвертировал бонусы и зачислил их на дебетовую карту. При этом вопрос миграции был обойден им стороной.
Что касается ПАО Банк ВТБ, то ответа по существу от него так и не было получено, в связи с чем, 10 ноября 2024 года было подано обращение в Банк России. В обращении указывалось на нарушение банком норм о рассмотрении обращений, невыполнении требований по миграции и предоставлению пакета услуг «Привилегия» и предлагалось, за нарушение Банком ВТБ ФЗ О банках, применить в отношении банка меру в виде требования об устранении выявленного нарушения, а также рассмотреть возможность применения к ПАО Банк ВТБ штрафа. Несмотря на ссылку в обращении на нормы, препятствующие направлению обращения Банком России в финансовую организацию, на которую поступила жалоба, Банк России выступил в своей классической роли мейлфорвардера и 13 ноября 2024 года уведомил о направлении обращения в адрес ПАО Банк «ФК Открытие» и ПАО Банк ВТБ.
ПАО Банк «ФК Открытие» 25 ноября 2024 года отозвался письмом, которое вызвало сомнение в том, что обращение было внимательно прочтено и понято, поскольку в нем тамошний Капитан Очевидность озвучивал, что в моём случае онлайн-миграция невозможна и доступна только возможность миграции в офисах банка, при этом совершенно игнорировались сведения о уже неоднократном посещении мною офисов без какого-либо результата.
ПАО Банк ВТБ же 4 декабря 2024 года запросил дополнительное время на рассмотрение. Окончательный ответ поступил 17 декабря 2024 года и содержал в себе немало забавного. Так банк заявил, что предложение о подключении мне пакета услуг «Привилегия» не формировалось. В связи с чем возник вопрос, а что же тогда зафиксировано на скриншотах? Подлый хакерский взлом, раздающий пакет услуг «Привилегия» всем желающим клиентам банка ПАО Банк «ФК Открытие»? Самодеятельность ПАО Банка «ФК Открытие», который решил без спроса поглощающего его (на тот момент, ибо сейчас в дело уже вступил БМ-банк) банка одарить своих клиентов чужим премиальным обслуживанием? Быть может это бессовестное жульничество клиента, нарисовавшего скриншоты в нейросетях? В общем, что подразумевал банк, остаётся загадкой.
Казалось бы, возможности претензионного урегулирования исчерпаны и пора готовить исковое заявление в суд.
Но, 24 декабря 2024 года происходит странное. Банк России снова поднимает моё обращение, о чем приходит соответствующее уведомление. И уже 26 декабря 2024 года, без всякой письменной бюрократии, мне, посредством звонка, приходит приглашение в офис ПАО Банк ВТБ для подписания соответствующих документов на изменение пакета услуг. 27 декабря 2024 года мною был посещён офис, где после подписания документов было осуществлено изменение моего пакета услуг на пакет услуг «Привилегия» в соответствии с первоначально озвученными на баннере условиями.
Таким образом, решение моей проблемы заняло полгода со дня её возникновения и чуть более двух с половиной месяцев с момента активного занятия её решением.