Краткие комментарии к законопроектам, заинтересовавшим меня за последний год. В числе комментируемых будут и отклоненные и уже ставшие законами и продолжающие находиться в стадии законопроектов.
20. Законопроект № 657699-8 О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (о подаче апелляционных жалоб)
Из пояснительной записки: Проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» направлен на совершенствование организационных и правовых механизмов подачи апелляционных жалоб (частных жалоб, представлений прокурора в суд апелляционной инстанции) в целях обеспечения условий реализации права на судебное обжалование и своевременности предоставления судебной защиты прав участников судопроизводства.
Краткая суть: В настоящее время в гражданском судопроизводстве все распорядительные действия в отношении приемлемости апелляционных жалоб, включая проверку соблюдения требований закона, предъявляемых к таким жалобам и прилагаемым к ним документам, право оставить апелляционную жалобу без движения или возвратить подавшему ее лицу, право признать срок апелляционного обжалования пропущенным по уважительным причинам или отказать в его восстановлении, осуществляются судом первой инстанции, вынесшим судебное постановление, на которое апелляционная жалоба подана. Законопроектом предлагается передать полномочия по совершению названных процессуальных действий судам апелляционной инстанции, в компетенцию которых входит проверка законности и обоснованности постановлений судов первой инстанции. Такой порядок в силу инстанционности судопроизводства и исходя из принципов независимости и беспристрастности суда позволит исключить положение, при котором вопросы приемлемости апелляционных жалоб как обязательного элемента стадии возбуждения апелляционного производства решаются судом первой инстанции, вынесшим обжалуемое судебное постановление.
Краткий комментарий: Предлагается полезное нововведение, которое устранит возможность судам первой инстанции ставить палки в колеса процедуре оспаривания их решений в апелляционных инстанциях. Законопроект уже получил одобрение Правительства РФ. По состоянию на 12.10.2024 находится на стадии подготовки к рассмотрению на осенней сессии Государственной Думы.
21. Законопроект № 658080-8 О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и статьи 113 и 157-3 Жилищного кодекса Российской Федерации (об уточнении порядка проведения технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования)
Из пояснительной записки: Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и статьи 113 и 1573 Жилищного кодекса Российской Федерации» предлагается: 1) при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения с использованием природного газа: а) сохранить только за ГРО право на оказание (выполнение) услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и (или) ВКГО в многоквартирных домах и жилых домах, являющихся домами блокированной застройки. При этом предлагается установить, что данные работы (услуги) могут быть выполнены (оказаны) любой ГРО по выбору собственников, нанимателей жилых помещений, а не только той, которая осуществляет транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав ВДГО; б) наряду с ГРО наделить правом на оказание услуг по техническому обслуживанию ВДГО в жилых домах, не являющихся домами блокированной застройки, иные специализированные организации с учетом установленных Правительством Российской Федерации требований; 2) при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения с использованием сжиженного углеводородного газа и (или) бытового газа в баллонах: а) наделить правом на оказание (выполнение) услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и (или) ВКГО в многоквартирных домах и жилых домах, являющихся домами блокированной застройки, специализированную организацию, осуществляющую поставку сжиженного углеводородного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (газоснабжающую организацию), владеющую на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью сжиженного углеводородного газа и отвечающей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Краткая суть: Сложившаяся монополизация рынка данных работ (услуг) и отсутствие конкуренции даже между действующими ГРО в регионе (согласно установленному порядку, данные работы (услуги) может выполнять (оказывать) только та ГРО, которая осуществляет транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав ВДГО) привела к резкому росту стоимости данных работ (услуг). Так, из обращений граждан следует, что, например, в Самарской области стоимость технического обслуживания ВКГО выросла в 1,5-3,3 раза, а стоимость технического обслуживания ВДГО-до 2,3 раз; а в некоторых субъектах Российской Федерации стоимость технического обслуживания ВДГО возросла до 4 раз. При этом отмечается, что никаких дополнительных работ (услуг) собственникам и нанимателям жилых помещений не оказывается, связи между повышением стоимости и повышением качества и безопасности выполнения (оказания) работ (услуг) не прослеживается, что вызывает обоснованное недовольство граждан и провоцирует рост социальной напряженности
Краткий комментарий: Законопроект предлагает крайне долгожданные изменения, направленные на уменьшение монополизации рынка оказания технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Можно смело констатировать абсолютно неюридическим языком, что газораспределительные организации после принятия нормы о монопольном предоставлении услуги ВКГО/ВДГО только той ГРО, что является поставщиком газа, в край оборзели в вопросах ценовой политики, оказывая услуги по ценам вдвое-втрое выше, нежели их была бы готова оказать иная сторонняя организация, обладающая при этом всеми лицензиями и допусками. Остаётся надеяться, что данный законопроект примут. Он уже получил одобрение Законодательного собрания Нижегородской области и Парламент Кабардино-Балкарской республики и был принят в первом чтении. По состоянию на 12.10.2024 законопроект во втором чтении не рассматривался, сроки рассмотрения не указаны.
22. Законопроект № 660946-8 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (об изменении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей)
Из пояснительной записки: Проектом федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предлагается расширить гарантии и компенсации гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Законопроектом предлагается распространить гарантии и компенсации, предусмотренные для приравненных к районам Крайнего Севера местностей, на иные районы Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Краткая суть: текущее нормативное регулирование предусматривает применение районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако, размер такого районного коэффициента не является единообразным. В настоящее время в большей части районов он установлен в размере от 1,3 до 1,8. В этой связи законопроектом предлагается установить, что его минимальная величина должна быть равна 2. Такой подход значительно улучшит финансовое положение граждан, проживающих на территориях с суровыми природно-климатическими условиями, в которых расходы семьи значительно выше, как на покупку продуктов питания, так и на лечение и отдых. Кроме того, законопроектом предлагается расширить объем компенсаций пенсионерам на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, увеличив ее с одного раза в два года до ежегодной. Аналогичную компенсацию целесообразно установить в отношении семей с двумя и более несовершеннолетними детьми. С учетом постоянно растущего бюджета на семейный отдых такие расходы становятся неподъемным бременем, что негативно отражается на детях особенно в условиях, где длительное проживание в климатически сложных зонах негативно отражается на здоровье человека. Дополнительно законопроектом предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту нахождения образовательной организации и обратно обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
Краткий комментарий: Можно только поприветствовать желание слуг народа увеличить объем финансовой помощи гражданам проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом того, что цены там весьма резко отличаются в большую сторону от цен на «Большой Земле», при том, что зарплаты уже перестали иметь ту разницу, которая была ещё в начале 2000-х. Полагаю, что читателям не составит труда угадать, какое заключение вынесла по результатам рассмотрения данного законопроекта Счетная Палата РФ. По состоянию на 12.10.2024 законопроект не рассматривался. Включен в примерную программу решением Государственной Думы на ноябрь 2024 года.
23. Законопроект № 663203-8 О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения порядка оплаты задержания транспортного средства)
Из пояснительной записки: Законопроектом предлагается ограничить стоимость перемещения и хранения транспортного средства лицом, совершившим административное нарушение, размером, не превышающим 20 процентов величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату совершения административного правонарушения. Законопроектом одновременно предлагается исключить оплату за перемещение и хранение транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны
Краткая суть: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс) установлена административная ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в виде наложения административного штрафа в размере от 500 до 3 ООО рублей. В целях пресечения указанных административных правонарушений Кодексом предусмотрена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении — задержание транспортного средства путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. Следует отметить, что возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возлагается на лицо, совершившее административное правонарушение. Таким образом, лицо, совершившее административное правонарушение, с учетом установленных расценок, фактически выплачивает штраф, превышающий в несколько раз наказание, предусмотренное Кодексом. Данный факт означает, что нарушаются одни из основополагающих принципов административного наказания, а именно: принципы справедливости и соразмерности наказания совершенному правонарушению. Существующие нормы позволяют аффилированным организациям, осуществляющим перемещение транспортного средства на специализированную стоянку и его хранение, паразитическим образом обогащаться и безбедно существовать. Важно отметить, что перемещение транспортного средства и его хранение является платной услугой даже в случае отсутствия состава административного правонарушения и прекращения производства по делу (например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 30.06.2022 № Ф06-193452022 по делу № А57-129492021), что также не соответствует принципам административного наказания.
Краткий комментарий: Депутат Нилов непоколебимо продолжает свой поход (см. уже ранее прокомментированные законопроекты №610810-8 и №647466-8) на структуры, наживающиеся за счет эвакуации неправильно припаркованных транспортных средств. Можно только приветствовать такую заботу о кошельке водителей, но, с учетом того, что бизнес эвакуации на специализированные стоянки в областных центрах зачастую аффилирован с крупными чиновниками, перспективы данного законопроекта неутешительные. Вот и ответственный комитет 30.09.2024 предложил данный законопроект отклонить. По состоянию на 12.10.2024 законопроект не рассматривался.
24. Законопроект № 664504-8 О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (об уточнении срока действия водительского удостоверения)
Из пояснительной записки: Проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предлагается предоставить право гражданам Российской Федерации менять российское национальное водительское удостоверение не раз в 10 лет, а раз в 15 лет в случае, если водитель не привлекался к административной или уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения, связанное с дорожно-транспортным происшествием, виновником которого он является.
Краткая суть: представленная законопроектом инициатива о продлении срока действия водительских удостоверений до 15 лет для граждан, которые не были виновниками дорожно-транспортных происшествий, позволит на более продолжительный период исключить необходимость прохождения медицинского освидетельствования и сбора соответствующих документов, что сэкономит время и деньги добросовестных водителей транспортных средств. Также принятие законопроекта снизит нагрузку на государственные органы, занимающиеся выдачей и продлением водительских удостоверений
Краткий комментарий: Ещё одна крайне положительная инициатива из этого обзора. Государство имеет достаточное количество механизмов для того, чтобы исключить из дорожного движения тех участников, которые имеют заболевания, препятствующие быть водителем. Нагрузка в виде медосмотров каждые 10 лет действительно и бюрократически и финансово избыточна для сознательных водителей. По состоянию на 12.10.2024 законопроект не рассматривался, включен в примерную программу на декабрь 2024 года.
Продолжение следует…