Краткие комментарии к законопроектам, заинтересовавшим меня за последний год. В числе комментируемых будут и отклоненные и уже ставшие законами и продолжающие находиться в стадии законопроектов.
6. Законопроект № 608384-8 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О персональных данных»» (в части уточнения формы согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных)
Из пояснительной записки: Проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О персональных данных» предлагается законодательно закрепить необходимость предоставления способа отзыва согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в той же форме, в которой оно было получено.
Краткая суть: Законодательство не содержит требований к операторам персональных данных предлагать субъектам персональных данных способы отзыва подобных согласий в той же форме, в которой они были получены. В этой связи, возникает ситуация, при которой для отзыва согласия на обработку персональных данных, полученного в несколько кликов различных форм на сайте, необходимо составить официальное письмо в адрес организации, которой соответствующий сайт принадлежит. Это предполагает дополнительные временные и материальные затраты, а также существенным образом затрудняет процесс самого отзыва согласия. В этой связи предлагается законодательно закрепить в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» необходимость закрепления в содержании согласия на обработку персональных данных указание на способ его отзыва, который должен в том числе предусматривать возможность осуществления такого отзыва в форме, с помощью которой согласие субъекта персональных данных было получено.
Краткий комментарий: Данный законопроект, зарегистрированный в Государственной Думе в апреле 2024 года, представляет из себя попытку решения давно назревшего вопроса – предоставления более простого и удобного способа отзыва разрешения на обработку персональных данных. К сожалению, в сфере предоставления услуг маркетплейсами, кредитными организациями и операторами сотовой связи уже давно существует ситуация, когда дать разрешение на обработку персональных данных очень просто, а для отзыва данного разрешения надо приложить немало усилий. Остаётся надеяться, что законопроект получит поддержку Правительства РФ и будет принят. По состоянию на 19.06.2024 законопроект не рассматривался.
7. Законопроект № 610810-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (об установлении особенностей привлечения к административной ответственности за неуплату размещенного транспортного средства на платной городской парковке)
Краткий комментарий: Депутат Госдумы Я.Е. Нилов, руководствуясь мудростью «Краткость – сестра таланта», составил одну из самых коротких пояснительных записок к законопроектам на моей памяти. Возьмем же и мы пример с него и не будем зря раздувать текст цитированием пояснительной записки и отдельным пересказыванием короткой сути. Итак, о чем, собственно, законопроект – он преследует сразу две гуманнейшие цели: освобождения от административной ответственности, в случае, если оплата парковки (обратите внимание, именно парковки, а не штрафа) будет произведена в срок до 20 дней с момента вынесения постановления об административном правонаршении, а также, исключения повторного привлечения владельца транспортного средства к административной ответственности за второй и последующие случаи неоплаты платной городской парковки в течение суток с момента совершения первого правонарушения, при фиксации их работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. По данному законопроекту пока не получено заключение Правового управления, а также отзыв Правительства РФ. На мой взгляд, перспектив у законопроекта нет, в силу значительной заинтересованности муниципалитетов в сборе штрафов за нарушение правил парковки, невзирая на технические сбои, ошибки навигации, проблемы с платежными агрегаторами. Буду рад ошибиться. Законопроект был зарегистрирован в апреле 2024 года и по состоянию на 19.06.2024 оставался без рассмотрения.
8. Законопроект № 612222-8 «О внесении изменений в статью 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»» (в части требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы в наличной форме)
Из пояснительной записки: Проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предлагается установить возможность потребителям требовать возврата уплаченной за товар суммы в наличной или безналичной форме по своему усмотрению в случае обнаружения в товаре недостатков.
Краткая суть: на текущий момент законодательство однозначно не регламентирует форму, в которой денежные средства подлежат возврату в случае обнаружения потребителем в товаре недостатков. Если потребитель оплатил товар в безналичной форме, фактически у него нет возможности получить уплаченную сумму в виде наличных денежных средств. Однако установление подобной возможности в законодательстве позволило бы значительным образом упростить процесс возвращения потребителю его денежных средств, улучшить его правовое положение и не оказываться заложником времени, которое необходимо на зачисление денежных средств обратно.
Краткий комментарий: Законопроект, который успел получить широкое освещение в средствах массовой информации и вызвал мощные бурления масс подписчиков различных финансовых форумов и каналов. В случае принятия законопроекта, депутаты Государственной Думы Л.Э.Слуцкий, С.Д.Леонов, А.К.Луговой, А.Н.Диденко, В.А.Кошелев, В.В.Кулиева, Я.Е.Нилов, К.М.Панеш, И.К.Сухарев ещё при жизни будут причислены к лику святых тысячами владельцев карт с программами лояльности. Пока же, законопроект, после регистрации в апреле 2024 год, находится на стадии представления отзывов, предложений и замечаний и по существу не рассматривался. Можно полагать, что отзыв ЦБ РФ на данный законопроект будет отрицательным, в силу позиции высказанной им ещё в 2011 году, в письме от 1 августа 2011 г. № 112-Т, которая состоит в том, что возврат платежа осуществленного с использованием платежной карты должен происходить безналичным путем.
9. Законопроект № 617592-8 «О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»» (об ограничении суммы штрафа за отказ предпринимателя добровольно удовлетворить законное требование потребителя)
Из пояснительной записки: Настоящий проект федерального закона «О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» разработан в целях ограничения размера штрафа, взыскиваемого судом с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в пользу потребителя, для соблюдения принципа разумности, соразмерности и справедливости.
Краткая суть: Потребительский штраф, установленный в абзаце 1 пункта 6 статьи 13, составляет 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, однако ничем не ограничен. Существующая мера защиты нарушенных прав потребителя, а именно отсутствие ограничения размера штрафной санкции, значительно ухудшает имущественное положение исполнителя (изготовителя, продавца, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) вплоть до банкротства, что оказывает негативное влияние на ведение и развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Краткий комментарий: Если предыдущий законопроект был в пользу потребителя, то здесь тот же коллектив играет уже против потребителя. Полагаю, всем известна ситуация с компенсацией юридических расходов в суде – услуги юриста могут стоит 30-50-100-200 тысяч рублей, но судьи традиционно компенсируют 5-10-15 тысяч рублей, руководствуясь принципом «соразмерности и разумности». Если законопроект об ограничении потребительского штрафа будет принят, мы увидим подобное издевательство и в делах о защите прав потребителей, когда с маркетплейсов, автодилеров, сетевых компаний будет взыскиваться потребительский штраф в размере не 50% от стоимости бракованного телевизора или заглохшего за воротами автодилера автомобиля, а в размере подачки в 1-2-5 тысяч рублей. Разумеется такая ситуация не будет стимулировать продавцов разрешать вопрос в добровольном порядке. Законопроект был зарегистрирован в мае 2024 года. По состоянию на 19 июня 2024 года законопроект не рассматривался и находится в стадии представления отзывов, предложений и замечаний. Со своей стороны могу только порекомендовать не полениться и через сайт Государственной Думы направить обращение «своему» депутату с просьбой организовать работу по отклонению вышеуказанного законопроекта. Сделать это надо чем раньше, тем лучше, но не позднее 17 июля 2024 года.
10. Законопроект № 632378-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за использование технических устройств, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков)
Из пояснительной записки: Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан в целях предупреждения совершения административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством без государственных регистрационных знаков, транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков, а также транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть.
Краткая суть: законопроектом предлагается усиление мер административной ответственности за административные правонарушения, связанные с управлением транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств, препятствующих их идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть, путем выделения в специальный состав и установления административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств. Также законопроектом вводится повышенная административная ответственность за повторное совершение иных административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.2 КоАП, в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
Краткий комментарий: Законопроект зарегистрирован в мае 2024 года. По состоянию на 19.06.2024 не рассматривался. Внесен законопроект Правительством РФ, поэтому его перспективы очевидны. Фактически законопроект выделяет из ч. 2 ст. 12.2 КоАП такое правонарушение как управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств, препятствующих их идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть в отдельный состав и ужесточает санкцию по нему с существующих 5 тысяч рублей штрафа или лишения ВУ на срок с 1 до 3 месяцев на исключительно лишение ВУ на срок от одного года до полутора лет. На мой взгляд, законопроект несет исключительно положительную роль, в моём личном топ-листе дорожных мудаков нехороших людей, граждане, скрывающие номера всяческими шторками, искусственной грязью, наклейками, тряпочками, занимают столь же прочную позицию, как и обочечники, шашечники и парковщики враскоряку.
Продолжение следует…
[…] (см. уже ранее прокомментированные законопроекты №610810-8 и №647466-8) на структуры, наживающиеся за счет эвакуации […]
[…] (см. уже ранее прокомментированные законопроекты №610810-8 и №647466-8) на структуры, наживающиеся за счет эвакуации […]