Краткие комментарии к законопроектам, заинтересовавшим меня за последний год. В числе комментируемых будут и отклоненные и уже ставшие законами и продолжающие находиться в стадии законопроектов.
1. Законопроект № 372151-8 «О внесении изменений в статью 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Из пояснительной записки: Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект, а в отдельных случаях — Федеральный закон) разработан в целях установления обязанностей руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или дознавателя направлять копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения пострадавшему и лицу, в отношении которого проводилась проверка сообщения о преступлении, а также разъяснить им право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
Краткая суть: В настоящее время в соответствии с частью четвертой статьи 148 УПК РФ копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется (руководителем следственного органа, следователем, органом дознания или дознавателем) заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. При этом у руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или дознавателя нет обязанностей информировать пострадавшего от совершенного деяния (которым не всегда является заявитель) и лицо, в отношении которого проводилась проверка сообщения о преступлении, о принятом решении об отказе в возбуждении уголовного дела и, соответственно, разъяснять ему право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
Краткий комментарий: Законопроект был зарегистрирован 02.06.2023 года. С тех пор он успел в апреле 2024 года получить решение ответственного комитета с предложением отклонить его и по состоянию на 18.06.2024 так и не был рассмотрен. Любопытно, что в отрицательном отзыве на законопроект Правительство РФ основывалось, в частности, на следующем доводе: Вместе с тем действующая редакция статьи 148 УПК не ограничивает право указанных граждан на доступ к информации об отказе в уголовного дела. Однако, Правительство РФ не поясняет, каким образом может реализовать право на доступ к информации гражданин, который даже не осведомлен о проводимой в отношении него доследственной проверке и который может остаться в неведении относительно неё до самого конца жизни, в случае, если по результату проверки будет принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. В итоге, возникает ситуация как в сказке: пойди туда, не знаю куда и возьми то, не знаю что. Предлагаемая же законопроектом поправка в УПК РФ устранила бы ситуацию неинформированности лица о проведении в отношении него проверки сообщения о преступлении в любом случае.
2. Законопроект № 604809-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении административной ответственности за правонарушения, связанные с использованием средств индивидуальной мобильности)
Из пояснительной записки: Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — законопроект) подготовлен в целях повышения эффективности мер по предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности (далее — СИМ), и велосипедистами.
Краткая суть: законопроектом предлагается внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) изменения, устанавливающие административную ответственность лиц, использующих для передвижения СИМ, и велосипедистов за нарушения в области дорожного движения в части оставления места ДТП, невыполнения требования об остановке, управления СИМ в состоянии опьянения, отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, которые корреспондируют установленным ПДД РФ обязанностям этих лиц. Одновременно законопроектом предлагается закрепить в КоАП РФ административную ответственность за нарушение ПДД РФ лицом, использующим для передвижения СИМ, или велосипедистом в процессе дорожного движения, в том числе, за нарушения, связанные с превышением установленной скорости движения СИМ или велосипеда, нарушением правил движения по автомагистрали, нарушением ими требований к перевозке грузов, буксировке, к перевозке пассажиров, созданием ими помех для движения пешеходов, а также за движение на СИМ по пешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам в случае, если масса СИМ превышает 35 кг, и рядом других нарушений, а также усилить ответственность за нарушение ПДД РФ и правил эксплуатации СИМ и велосипеда, повлекшие причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Краткий комментарий: Любопытный законопроект, в котором отзыв Правительства РФ поступил раньше, чем была осуществлена регистрация Законопроекта в системе документооборота Госдумы (похоже, по причине присвоения отзыву даты неверным числом). Что можно сказать по сути – благодаря повышенному вниманию СМИ, самокатчики (в первую очередь), моноколесники и прочие сигвейщики стали этаким жупелом, центральной проблемой безопасности дорожного движения в стране. Это не радует. В ситуации, когда крупные города задыхаются в пробках, СИМ должны максимально популяризироваться, им должен создаваться режим максимального благоприятствования. Вместо этого, СИМ пытаются зарегулировать до такой степени, чтобы вход в его владение «с улицы» был на грани возможности. Разумеется, тут играет роль и финансовый интерес государства, видящего потенциальную возможность поднять целину взимания пошлин за выдачу на СИМ госномеров, постановку СИМ на регистрационный учет с целью взимания налогов, взимание штрафов за нарушения связанные с СИМ и, наверняка, будущего обязательного страхования гражданской ответственности. По состоянию на 18.06.2024 законопроект не рассматривался.
3. Законопроект № 372345-8 «О гарантировании прав по договорам страхования жизни в целях защиты интересов физических лиц»
Из пояснительной записки: Проект федерального закона «О гарантировании прав по договорам страхования жизни в целях защиты интересов физических лиц» (далее — законопроект) разработан в целях обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей (далее — субъекты страхования) по договорам добровольного страхования жизни, включающим исключительно объекты страхования жизни (далее — договоры страхования), и договорам комбинированного страхования, включающим как объекты страхования жизни, так и объекты иного личного страхования, к которым относятся страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование (далее — договоры комбинированного страхования), в случае отзыва лицензии у страховщика. Создание системы гарантирования на рынке страхования жизни будет способствовать повышению уровня доверия граждан к добровольному страхованию жизни, стабильности соответствующих правоотношений, а также развитию рынка страхования жизни. Функции оператора системы гарантирования возлагаются законопроектом на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».
Краткая суть: Гарантированию подлежат права субъектов страхования — физических лиц. Единственным исключением является право выгодоприобретателя — юридического лица, являющегося кредитором по договору потребительского кредита (займа), в обеспечение исполнения обязательств по которому заключен договор страхования, договор комбинированного страхования. Предельный размер гарантийной выплаты составляет 2 800 000 рублей, за исключением случая, если субъект страхования имеет право на страховую сумму (страховую выплату) по риску смерти, тогда применяется повышенный лимит — 10 000 000 рублей. Лимит действует в совокупности, в отношении всех имеющихся прав у страхователя (выгодоприобретателя) по всем договорам страхования, заключенным им с одним страховщиком.
Краткий комментарий: Законопроект был зарегистрирован в июне 2023 года. Был поддержан Правительством РФ при условии внесения поправок. В ноябре 2023 года он прошел первое чтение. По состоянию на 18.06.2024 законопроект более не рассматривался. В целом, законопроект устанавливает гарантирование средств, вложенных в страхование жизни, по аналогии с существующим порядком страхования вкладов в банковской системе. С точки зрения повышения надежности такого инвестирования, законопроект можно только приветствовать, но, скорее всего, его принятие приведет к снижению ставок доходности за счет необходимости резервирования средств на взносы в АСВ. Стоит отметить, что даже в случае принятия, закон вступит в силу не ранее, чем через два года, после даты его официального опубликования.
4. Законопроект № 375852-8 «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в части страхования террористических рисков)
Из пояснительной записки: Концепцией представленного проекта федерального закона является защита имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов от рисков утраты либо повреждения имущества в результате террористических актов или диверсий. Законопроектом предлагается определить объекты страхования террористических рисков в имущественном страховании и дополнить закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» нормой о том, что правила добровольного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества (страхование имущества) должны включать страхование от террористических рисков или диверсии.
Краткий комментарий: Законопроект, пытавшийся покуситься на свободу договора и сделать возмещение ущерба нанесенного террористическим актом одним из обязательных рисков. В целом, его судьба была предрешена. Он был внесен в июне 2023 года, получил отрицательный отзыв Правительства РФ, и уже в октябре 2023 года был отозван самим инициатором. Соответственно, сохраняется ситуация, когда ущерб, понесенный в результате террористического акта, ограниченно возмещается государством, а возможность застраховать террористические риски остается добровольной на согласованных с конкретной страховой компанией условиях.
5. Законопроект № 579984-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания системы возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах)
Из пояснительной записки: Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания системы возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах) (далее — законопроект) разработан во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам 14-го инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет!» от 14 января 2024 года № Пр-54 с целью создания механизма компенсирования стоимости имущества, учитываемого на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых с 1 января 2024 года (ИИС третьего типа, далее — ИИС), с установлением максимальной суммы компенсационной выплаты в размере 1 миллиона 400 тысяч рублей на гражданина.
Краткий комментарий: Ещё один законопроект, связанный с гарантиями возмещения имущества. Основные моменты: Лимит компенсационной выплаты составляет 1 миллион 400 тысяч рублей на одно физическое лицо (по аналогии со страхованием банковских вкладов); Участие в системе возмещения стоимости имущества на ИИС предполагается добровольным для лиц, осуществляющих открытие и ведение ИИС; Механизм компенсирования стоимости имущества, учитываемого на ИИС, будет распространяться только на ИИС третьего типа. Законопроект был зарегистрирован в марте 2024 года. По состоянию на 18.06.2024 Государственной Думой не рассматривался. С учетом добровольности, а не обязательности, участия в системе возмещения, а также отсутствия компенсации упущенной выгоды, законопроект, в случае его принятия, вряд ли окажет какое-то значимое влияние на сферу ИИС.
Продолжение следует…